№ п/п |
Наименование раздела |
Стр. |
1. |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
4 |
1.1.2. |
Цели и задачи реализации Программы |
5 |
1.1.3. |
Принципы и подходы к формированию Программы |
6 |
1.1.4. |
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы |
7 |
1.1.5. |
Планируемые результаты освоения Программы |
8 |
2. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
|
2.1. |
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленным в пяти образовательных областях |
11 |
2.2. |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
17 |
2.3. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик |
22 |
2.4. |
Способы и направления поддержки детской инициативы |
25 |
2.5. |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
26 |
3. |
ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
|
3.1. |
Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий) |
27 |
3.2. |
Парциальные образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. |
31 |
3.3. |
Традиции МБДОУ и группы |
32 |
4. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
Содержание
4.1. |
Материально-техническое обеспечение Программы |
32 |
4.2. |
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
33 |
4.3. |
Распорядок и режим дня |
35 |
4.4. |
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
38 |
4.5. |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
38 |
5. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
|
5.1. |
Краткая презентация программы |
|
5.1.1. |
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа |
40 |
5.1.2. |
Используемые Примерные программы |
41 |
5.1.3. |
Характеристика взаимодействия коллектива с семьями воспитанников |
41 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Пояснительная записка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №3 «Веселый улей» (далее МБДОУ) Гурьевского района Калининградской области является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в МБДОУ с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) МБДОУ разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе примерной программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014 и дополнительных общеобразовательных программ: «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и «Ладушки» И.И. Каплуновой, И.И.Новоскольцевой. Программа МБДОУ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста учетом их возрастных, индивидуальных и психологических особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта. В основу работы МБДОУ положены цели и задачи, определенные ФГОС. Основной целью коллектив МБДОУ видит в позитивной социализации и всестороннем развитии ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии его возрасту видах деятельности. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ и строится на основе следующего нормативно-правового обеспечения: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
- возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Программа основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
В МБДОУ функционирует 2 группы для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Содержание образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности: - в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)- ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: - уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
|
|
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - защита детей от всех форм физического и психического насилия - поддержка МБДОУ и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. - проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
|
1.1.5. Планируемые результаты освоения Программы |
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования. Целевые ориентиры: - не подлежат непосредственной оценке; - не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; - не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; - не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; - не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, |
которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие.
К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен: - использовать основные культурные способы деятельности; - принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. - проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других; - активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других; - следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям; - проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; - выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения; - контролировать свои движения и управлять ими; - соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок: - владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; у него складываются предпосылки грамотности; - подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. При реализации Программы важнейшим элементом системы обеспечения качественного дошкольного образования в МБДОУ является оценка психолого-педагогических условий. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со ФГОС посредством экспертизы условий реализации Программы. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
|
Система оценки качества ведения образовательной деятельности МБДОУ:
– сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в МБДОУ в пяти образовательных областях, определенных ФГОС;
– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;
– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы МБДОУ;
– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;
Осуществление системы мониторинга необходимо для выявления проблемных зон в достижении планируемых результатов освоения содержания обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, поиска средств повышения эффективности воспитательно-образовательной работы. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленным в пяти образовательных областях. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей: ● социально-коммуникативное развитие; ● познавательное развитие; ● речевое развитие; ● художественно эстетическое развитие; ● физическое развитие. ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка решаются, интегрировано с обязательным психологическим сопровождением. Социально-коммуникативное развитие Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности: -воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа; -воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей; -уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов; -формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения; -знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда; -вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения; -расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой; -формировать позицию гражданина своей страны; -создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; -формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях; -совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения; -поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками: -обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию; -создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания; -стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение; -закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня; -создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста; -содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками; -обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения; -удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично; -предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников; -знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов; -формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий: -совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности; -формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. -прививать знания основ безопасности; -формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза оттравм во время игр и занятий; -объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения; -приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными; -предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками; -обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них; -добиваться выполнения правил дорожного движения. Познавательное развитие Развитие любознательности и познавательной мотивации: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать. Формирование познавательных действий, становление сознания: -обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев; -способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка; -целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений. Развитие воображения и творческой активности: -создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей; -формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним; -учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), -формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта; -совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое; -актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей, -способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания; -развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего; -содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей; -содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности; -развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование; -развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы по заданному основанию Планета Земля в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира: -формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек -природная среда»; -способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе; -развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие Владение речью как средством общения: -побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу; -вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы. Обогащение активного словаря: -расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка; -обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности; -побуждать использовать в своей речи, обобщающие и родовые понятия;. -расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные); -активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы; -поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания; -объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли; -знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: -побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных; -побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме; -упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.); -упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (-ищ, -иц,-ец-) и приставок; -поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; -обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; -способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций; -начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Развитие связной диалогической и монологической речи: -вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками; -приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ; -способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.); -побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
повествовательного и описательного типов; -упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: -развивать речевое дыхание и речевое внимания; -формировать правильное звукопроизношение; -побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя); -познакомить с понятием «гласные –согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки». -развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия); -познакомить со слоговой структурой слова; -учить определять количество слогов в словах; -развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса); -упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного слово произношения в правильном постановке ударения при произнесении слов. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте: -упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова); -упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах); -упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах; -познакомить с ударением; -упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам. Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы: -содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства; -воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу; -добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление. Становление эстетического отношения к окружающему миру: -вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе; -развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада); -вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова; -развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы. Формирование элементарных представлений о видах искусства: -формировать элементарные представления о видах искусства: архитектуре, изобразительном искусстве (графика живопись скульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика, рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.), музыкальном искусстве (песня, танец, марш)театральном, фото -и киноискусстве, дизайне; -знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей –жителей конкретного региона; -развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений: -содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них; -развитие основ художественного вкуса; -помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.; -побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.): -обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев; -поддерживать стремление детей к творчеству; -содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности; -обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов; -развивать способность к импровизациям в различных видах искусства; -учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др.. Физическое развитие Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму: -удовлетворять потребность детей в движении; -повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов; -расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера; -целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно-силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость); |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость; -обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; -развивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания; -формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры. Выполнение основных движений -развивать основные движения во время игровой активности детей. Ходьба Бег Прыжки Бросание, ловля, метание Ползание, лазанье Упражнения для мышц головы и шеи Упражнения для мышц рук и плечевого пояса Упражнения для мышц туловища Упражнения для мышц брюшного пресса и ног Самостоятельные построения и перестроения Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; -развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры и выполнять упражнения. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). -содействовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни; -рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Различные образовательные области Программы интегрируются с другими направлениями развития по формам взаимодействия с детьми. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей в образовательной деятельности используются индивидуальная и коллективная работа, групповая, подгрупповая, в парах. Во всех образовательных областях широко используются различные формы и методы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие |
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы |
Формы: непосредственно образовательная деятельность, совместные праздники с детьми и родителями, детско-взрослые проекты (групповые спектакли), экскурсии, викторины, выставки, КВН и др. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы: -наглядные (наблюдения за действиями взрослых, за хозяйственно-бытовым трудом взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов; демонстрация (иллюстрация) схем, рисунков, моделей, пособий, таблиц, кинофильмов; -словесные (рассказ, чтение и разучивание потешек, скороговорок; вопросы, указания, объяснения, обсуждение, беседы); -практические(игровые развивающие ситуации, упражнения, экспериментирование, опыты и др.). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства: стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациями, пословицы, игры и др. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная область «Познавательное развитие» |
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы |
Формы: экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, развлечения, досуги и др. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы: -наглядные (наблюдения, показ и рассматривание, демонстрация материалов, схем, пособий); -словесные (рассказ, вопросы, указания, объяснение, обсуждение, беседа); -практические (упражнения, опыты, игры и др.). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства: дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями и др. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная область «Речевое развитие» |
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы |
Формы: экскурсии, целевые прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, выставки рисунков по литературным произведениям. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы: -наглядные (демонстрация предметов, картин,, фотографий, кинофильмов); -словесные (рассказ, беседа, обсуждение, указания, пояснения, и др.); -практические(игры –драматизации, упражнения, опыты и др.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства: песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, пальчиковые игры. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» |
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы |
Формы: непосредственная образовательная деятельность, детские спектакли, развлечения, праздники. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы: -наглядные (демонстрация, показ, рассматривание, наблюдение); -словесные (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение); -практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства: художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки, все виды театров, игры. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная область «Физическое развитие» |
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы |
Формы: физкультурные занятия, индивидуальная работа, игровые упражнения, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, корригирующие упражнения, физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья, физминутки, прогулки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы: игровая, практическая, соревновательная деятельность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы: - наглядные: (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры рассматривание физкультурных пособий, картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнений, видах спорта, спортсменах); - словесные: (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждение, беседа); - практические: (повторение упражнений, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства: стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы –символы, спортивное оборудование и др. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной образовательной единицей педагогического процесса в младшем возрасте является игровая образовательная ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитатель согласовывает содержание разных разделов программы, добивается комплексности, взаимосвязи образовательных областей. Игровая мотивация активно используется воспитателем и в организации деятельности детей среднего возраста. Все виды образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей. Воспитатели старше- подготовительной группе решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентаций, укрепления здоровья будущих школьников. Основной формой организованной детской деятельности в этом возрасте являются образовательные ситуации, позволяющие формировать предпосылки учебной деятельности как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения. Развивающие ситуации способствуют развитию ребёнка, где ему предоставляются материалы для анализа, исследования, понимания причин, использования правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У каждого ребёнка проявляются возможности обсуждать, действовать, отображать и дополнять. Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, а может создаваться на основе каких-то событий, праздника, рассматривания иллюстраций и чтения книги. В каждой ситуации интегрируются разные задачи в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей и виды деятельности с включением самостоятельной деятельности детей. Игровые ситуации могут возникать, исходя из интересов и желаний детей, а педагог подхватывают её и насыщают развивающим содержанием в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Взрослые могут взять инициативу в свои руки и заранее спланировать |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
развивающую ситуацию: продумать вопросы, подготовить заранее предметно-развивающую среду, которая обеспечивает наиболее успешную реализацию учебно-воспитательных целей дошкольного образования согласно возрасту и индивидуальным условиям. Структура ситуации включает следующие компоненты: 1. Введение в игровую ситуацию. Детям предлагается ситуация, мотивирующая их к деятельности. 2. Актуализация и возникновение трудностей в игровой ситуации. Актуализируется опыт, воспитатель организует предметную деятельность детей. 3. «Открытие» ребёнком (детьми) новых способов действий. Воспитатель использует проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), организует построение нового знания, которое фиксируется детьми в речи и знаках. 4. Включение нового материала. Воспитатель предлагает игры, в которых новый материал используется совместно с освоенным ранее. 5. Рефлексия. Осмысление содержания игровой ситуации. Воспитатели совместно с детьми фиксируют новый материал и задают вопросы такого типа: «Чем Вы сегодня занимались? Что узнали нового?» Продолжительность каждой части зависит от того, на какой ступеньки обучения находятся дети (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). Воспитатель изучает интересы и склонности детей, даёт советы, поощряет общение друг с другом, создаёт условия для саморазвития. И в то же время воспитатель включается в развивающую ситуацию, стремясь обогатить её содержанием.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание базового образовательного процесса составляют адекватные дошкольному возрасту культурные практики - игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, художественное чтение, коммуникативная деятельность - при ведущей роли игровой деятельности. В данных видах деятельности развиваются творческое воображение, культура чувств и переживаний, этические представления, произвольность поведения, способности к планированию собственной деятельности, к волевому усилию. Содержание совместной детско-взрослой деятельности составляют свободная самостоятельная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли самостоятельной деятельности детей. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности. Основными формами этой деятельности являются беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов, сказок, пересказ, ситуативные разговоры, репортажи, словесные игры, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отгадывание загадок и др Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования, коллекционирования), сенсорное и математическое развитие детей. Чтение художественной литературы организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение организуется как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи. Продуктивная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Здесь широко используются проекты эстетического содержания: работа по схемам, алгоритмам. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает: • наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых • (сервировка стола к завтраку); • индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей • (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.); • создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам; • трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); • беседы и разговоры с детьми по их интересам; • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; • индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; • двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; • работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает: • подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; • наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы; • сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); • элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; • свободное общение воспитателя с детьми. Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. 1.Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. 2.Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. 3.Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. 4.Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. 5.Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. 6.Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
7.Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа учитывает специфику национальных, социокультурных и иных условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. Обучение осуществляется на русском языке. Население г. Калининграда (около 420 тыс. человек), многонациональное: самыми многочисленными являются русские. Исторически сложилось так, что приоритетное направление получило развитие рыболовецкого, торгового флота, а в связи с эксклавным положением области – развитие военно-морского флота. При относительно стабильном уровне общей заболеваемости прослеживается постоянный рост более тяжёлых отклонений в состоянии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.Парциальные образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С целью совершенствования и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса наряду с примерной образовательной программой «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева) используются современные парциальные программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса: 1.«Цветные ладошки» И.А. Лыкова – 8,6% Художественно-эстетическое развитие предполагает новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором сочетаются классика, современные традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Формы: экскурсии: в художественную школу; виртуальные экскурсии в Эрмитаж, картинные галереи мира и др.; занятия по рисованию, лепке, аппликации; детские спектакли: «Пластилиновый спектакль», «Репка» и др.; развлечения: «Веселые портреты», «Цветочная клумба» и т.д. Способы: исследование материалов: бумага, природный материал и др.; проектная деятельность: «Фантастические цветы», «Милой мамочки портрет» и др.; игровая деятельность: «Веселые портреты», «Бабочки красавицы» и др.; информационная деятельность: «Чудесные раковины», «Нарядные бабочки» и др.; практическая деятельность: лепка: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили», «Солнышко покажись» и др.; аппликация: «Галстук для папы», «Заснеженный дом» и др.; рисование: «Путаница-перепутаница», «Красивые салфетки» и др.; и др. Методы: показ картин: М. Врубель «Сирень», Э.Мане «Васильки» и др.; рассматривание иллюстраций: Васнецов Ю. «Три медведя», Сутеев В. «Слоненок» и др.; демонстрация изделий декоративно-прикладного искусства: Дымковская игрушка (барыня, мужик), русская матрешка (загорская, матрешка - боярыня) и др.; беседы с детьми на темы: «Филимоновская игрушка», «Осенний натюрморт» и др.; практические: обследование бумаги, бросового и бытового материала и др.; экспериментирование с водой и краской, со штампами и др.; творческие игры: «Цвет и настроение», «Говорящие цвета» и др. Средства: произведения искусства: пейзажи: Айвазовский И. «Волна», Левитан И. «Март» и др.; портреты: Перов В. «Тройка», Репин И. «Стрекоза» и др.; исторический и бытовой жанр: А.Бенуа «Прогулка Короля», Сидоров В. «Качели» и др.; сказочный жанр: Васнецов В. «Аленушка», Врубель М. «Царевна - лебедь» и др.; архитектура: Корин А. «Палех», Левитан И. «Тихая обитель» и др.; открытки с видами города Калининграда, плакаты с видами Москвы, Санкт-Петербурга и др.; народные игрушки: Барыня, Лошадка, декоративная роспись: гжельская керамика, хохломская роспись по деревуи др.; Вологодское кружево и др.; художественная литература: «Лисичка со скалочкой», Чарушин Е. «Медвежата» и др. 2. И.И. Каплунова, И.И. Новоскольцева «Ладушки» - 17,8% Разностороннее полноценное музыкальное образование (развитие воспитания обучения). Пробуждение творческой активности детей, развитие музыкального воображения и мышления. Приобщение детей к музыкальному искусству. Формы: народные праздники, игры, гуляния, посиделки, хороводы, пальчиковая гимнастика, фестивали.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||